На данной онлайн странице электронного справочника по математике для школьников представлены следующие готовые домашние задания, решения тестовых заданий по геометрии 9 класса:

  • – представлены определения вектора, скалярных и векторных величин;
  • – в примерах с номерами 9 - 12 рассматривается, как решать геометрию по теме "Коллинеарные векторы";
  • – решения векторов представлены в теме "Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам". Контрольные работы 13 - 15;
  • – тема "Координаты вектора" объясняется в работах 16 - 22 учебника. В данной рабочей тетради показываются ответы к вопросам, как решать задачи, если требуется найти координаты суммы, разности векторов и произведения вектора на число;
  • – задачи 1 - 8 показывают примеры решений и ответы по математике, изученных на материале курса геометрии 8 класса. Здесь рассматриваются тесты и задания по таким разделам, как средняя линия треугольника, параллелограмм, площадь треугольника, равнобедренная трапеция, вписанные и описанные окружности.



Понятие вектора

Автобус едет из города Анск в город Бинск. На карте город Анск обозначим латинской буквой A, город Бинск – буквой B латинского алфавита.


Соединив точки A и B, получаем отрезок AB. При этом точка A – начало отрезка или пункт отправления автобуса, т.е. откуда едет автобус, точка B – конец отрезка или пункт назначения автобуса, куда движется автобус.

Отрезок AB изображает схему маршрута автобуса.

Направление движения автобуса, или направление маршрута, или направление отрезка AB обозначим стрелкой –>.


Выражение «A –> B» обозначает схематичное движение автобуса из пункта A в пункт B.

Отрезок со стрелкой – направленный отрезок.

Определение:
Вектор – направленный отрезок.

В математике принято обозначать вектор как , две латинские буквы со одной стрелкой сверху (произносится: вектор а-б.).
указывает на направление движения: A – начальная точка отрезка, B – конечная точка отрезка.
Часто вектор могут обозначать маленькой буквой (произносится: вектор а).

Когда A – начальная точка отрезка и B – конечная точка отрезка совпадают, то есть когда отрезок отсутствует, тогда вектор считается нулевым и обозначается как
, ноль со одной стрелкой сверху. Любая точка на карте, в тетради, на плоскости чертежной доски – нулевой вектор.

Длина отрезка AB, расстояние между городом Анск и Бинск, – абсолютная величина вектора , или модуль вектора
, или длина вектора .
Модуль вектора обозначается как .
Например, дано = 1,7 км,
= 6 км. В этом случае говорят, что длина вектора а равна 1,7 км (одна целая семь десятых километра), длина вектора AB равна шести километрам.
Длина нулевого вектора обозначается как
и равна нулю:
= 0.

Скалярные и векторные величины

Величина может быть скалярной или векторной.

Величина является скалярной, если содержит численное значение, но не указывает на направление. Например, 5 книг, 10 метров ткани, где цифры «5», «10» – скалярные величины.

Векторная величина или вектор – величина, которая содержит количественное значение и указывает на направление.

Например, автобус едет или совершает перемещение из пункт A в пункт B со скоростью 30 км/ч.

Цифра «30» – скорость автобуса в км/ч – пример векторной величины, так как дано численное значение и указывается направление движения.

Перемещение точки, которая движется в данный момент времени, – вектор с начальной точкой в точке старта движения и с конечной точкой в точке, где данная точка находится в это время.



Например, AB = 5 км, BC = 5 км, CD = 3 км, DE = 2 км, AE = 4 км.

Длина маршрута движения автобуса из пункта A в пункт E составляет
L = AB + BC + CD + DE = 15 км.
Длина маршрута – скалярная величина, так как дано только количество километров – «15» без указания на направление движения.

Перемещение – вектор
, который соединяет A – точку начала движения автобуса, E – точку остановки движения.
AE = 4 км. Перемещение – векторная величина, где число «4» – количество километров, АЕ – указывает на направление движения, из пункта Анск в пункт Eнск.

Допустим, автобус проехал 30 км: в одну сторону, из Анска в Енск – 15 км, а также обратно, из Енска в Анск – 15 км. В этом примере перемещение равно 0 км и является нулевым вектором.

Коллинеарные векторы

Лемма – теорема, вспомогательная для доказательства следующей теоремы.

 

Лемма о коллинеарных векторах:

Если векторы и коллинеарны (где ), то можно найти такое число k, что верно равенство (вектор равен произведению числа k на вектор )

 

Дано: вектор a, вектор b

Векторы и – коллинеарные, т.е. вектор b коллинеарен вектору a

Доказать: есть такое число k, что верно равенство

Доказательство:


1 случай.Пусть векторы a и b - сонаправленные векторы, т.е.

 

.

, где k>0,т.к. . Тогда и сонаправленные векторы.

Значит,

***

 




2 случай.

Пусть a, b - противоположные векторы, т.е.

Возьмем , где k<0

 

Следовательно,

***

 

Задача 9.

Дано:

вектор m, вектор n

1) – противоположно направленные векторы ,

= 0,5 см, = 2 см

2) – сонаправленные векторы ,

= 12 см, = 240 см

 

Найти: k – ?

Решение: 1) Т.к. , то k<0. Тогда


= – = – 4

Ответ: k = – 4.

Решение: 2) Т.к. , то k>0. Тогда = = 20.

Ответ: k = 20.

***

 

Задача 10.


Дано:

ABCD – параллелограмм

BD AC = O

M – середина отрезка AO

1)

2)

Найти: k – ?

Решение:

1) Т.к. , то k>0.

По свойству параллелограмма

, тогда

Ответ: k=

2) Т.к. , то k<0. , – коллинеарные, т.к. лежат на одной прямой. Найдем середину OC и обозначим ее точкой N.

Тогда AM=MO=ON=NC

Т.к. k<0, то

Ответ: k=

***

 

Задача 11.

Дано:

1) – противоположно направленные векторы,

= 400 мм, = 4дм = 400мм

2) – сонаправленные векторы , = , =

 

Найти: k – ?

Решение: 1) Т.к. , то k<0. Тогда


= – = –1

Ответ: k = –1.

 

Решение: 2) Т.к. , то k>0. Тогда = = =5.

Ответ: k = 5.

***

 

Задача 12.

Решить уравнение: найти значения x, y.

Решение: 1)


y=3

Ответ: x=0, y=3

***

 

Решить уравнение: найти значения x, y.

Решение: 2)


–3y = –1 , x= –1


y =


Ответ: x= – 1, y=

***

 

 

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам

Определение: Если , где и – данные векторы, x и y – некоторые числа, то говорят, что вектор разложен на векторы и , причем x и y – коэффициенты разложения

 


Выразить вектор:

через векторы и

через и

через и

через и

 

Решение:

а) По правилу параллелограмма (x= 1, y= 1)

б) , (x=y= 2)

в) = + , = 2(x= 2, y = –1)

г) Т.к. = 2 = 2 +

= – 2(x= 1, y = –2)

***


Задача 13.

Дано: ABCD – параллелограмм

;

M; AM : MC = 4 : 1

 

Найти:

Решение:

По правилу параллелограмма

или

Но , тогда

Ответ:

***

 

Задача 14.

Дано: векторы и – неколлинеарные

а)

б)

 

Найти: коэффициенты разложения x, y – ?

Решение:

а)

3 – y = 0, x+1=0 y= 3, x= – 1

б)

4 – x = 0, 5+y=0 x = 4, y= –5

Ответ: a) x= –1, y= 3 б) x = 4, y= –5

***

 


Задача 15.

Дано: ABCD – трапеция

EF – средняя линия трапеции

 

Доказать: EFAD - т.е. средняя линия трапеции параллельна её основанию,

- т.е. длина средней линии трапеции равна полусумме основанию трапеции.

Доказательство:

По правилу многоугольника

+

Сложив оба выражения, получаем

Т.к. E и F – середины сторон AB и CD, тогда

Т.к. , то , а

Поэтому EF || AD и


***

 

Теорема: Любой вектор можно разложить по двум неколлинеарным векторам, причем коэффициенты разложения определяются единственным образом.

 

Дано:

вектор a, вектор b

и – неколлинеарные векторы

 

Доказать:

Доказательство:

Через точку А и точку В проведем прямые, параллельные прямым, содержащих векторы и . Найдем точку С.

Тогда по правилу треугольника

Заметим, что векторы и – коллинеарные, также векторы и – коллинеарные

По лемме о коллинеарных векторах

,

Тогда

 

Единственность разложения

Доказательство:

Знаем, что (1)

Пусть есть (2)

В результате разности выражений (1) и (2) получаем

Это равенство возможно

;

Т.е ;

***

 

Координаты вектора

Определение: Единичным вектором называется вектор, длина которого равна единице.

i и j – координатные векторы

Т.к. и – неколлинеарные векторы, то любой вектор можно разложить через векторы и .

Т.е. , где x и y – координаты вектора.

{1:2}

{2:–3}

{0;0}

 

Если и ,

то , если и

***

 

Задача 16.

Найти координаты векторов.

Решение:

{2;3}

{–2;3}

{2;0}

{–3;–4}

{2;–2}

{–4;–5}

***

 

Задача 17.

Найти координаты векторов.

Решение:

{2;3}

{–;–2}

{8;0}

{1;–1}

{0;–2}

{–1;0}

***

 

Задача 18.

Найти сумму вектора по его координатам.

Решение:

{–3;}

{–2;–3}

{–1;0}

{0;3}

{0;1}

***

 

Правила, позволяющие по координатам векторов находить координаты суммы, разности векторов и произведения вектора на число.

1. Суммой векторов и с координатами (a1;a2) и (b1;b2) называется вектор с координатами (a1+ b1;a2 +b2).

 

Дано:

{a1;a2}; {b1;b2};

 

Доказать: { a1+ b1;a2 +b2}

- сумма координат вектора, т.е. формула, как найти координаты вектора через сложение

Доказательство:

{ a1+ b1;a2 +b2}

***

 

Пример 1 - сложение векторов, как найти координаты векторов:

Если даны координаты векторов {3;2}; {2;5}, то

 

2. Разностью векторов и с координатами {a1; a2} и {b1; b2} называется вектор с координатами {a1 – b1; a2 – b2}.

3. Произведением вектора с координатами {a1; a2} на произвольное число k называется вектор с координатами {ka1; ka2}.

Дано:

{a1;a2}

k – произвольное число

 

Доказать: {ka1; ka2}

- умножение вектора на число

Доказательство:

Значит, вектор {ka1; ka2}

 

Пример 2 - как находить координаты вектора:

Найти координаты вектора , если

{1;2}; {0;3}; {–2;3}

Решение:

{0;6}

{0;6}

Ответ: {0;6}

***

 

Задача 19.

Найти координаты вектора , если даны векторы

{–7;–1}; {–1;7}; {4;–6}

Решение:

= {–21;–14}

Ответ: {–21;–14}

***

 

Задача 20.

Дано:

1)

2)

Найти: коэффициенты разложения x, y – ?

Решение:

1)

По теореме о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам:

x=–3, y=7

2)

По теореме о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам:

x= –4, y=0

***

 

Задача 21.

Дано: координаты векторов

1) {3;6}; {4;–3}

2) {–5;–6}; {2;–4}

Найти: разность векторов

Решение:

1) = = {–1;9}

{–1;9}

2) = ={–7;–2}

{–7;–2}

***

 

Задача 22.

Дано: координаты векторов

{–2;–3}; {2;–3}; {0;5}

Найти: координаты векторов, противоположных данным.

Решение:

{–2;–3} {2;3}

{2;–3} {–2;3}

{0;5} {0;–5}

***

 

Задача 1.

Дано:

Четырехугольник ABCD

M, N, K, E – середины сторон AB, BC, DC, AD

Четырехугольник ABCD

 

Доказать:

Четырехугольник MNKE – параллелограмм

Доказательство:

Соединим точку А и точку С.

Получим треугольник Δ ABC, где MN – средняя линия треугольника Δ ABC и треугольник Δ ADC, где EK – средняя линия треугольника Δ ADC.

 

По свойству средней линии треугольника Δ следует, что

MN || AC – параллельны и MN= AC,

EK || AC – параллельны и EK= AC.

Тогда MN || EK – параллельны и MN=EK, поэтому

MNKE – параллелограмм (по первому признаку параллелограмма).

Треугольник ABC

***

 

Задача 2.

Дано:

Треугольник Δ ABC

Сторона треугольника AB = 8,5 см

Сторона треугольника AC = 5 см

Высота AH = 4 см, т.е отрезок AH перпендикулярен стороне BC

HBC, т.е. точка H лежит на стороне BC

 

Найти:

Площадь треугольника S ΔABC – ?

 

Решение:

S ΔABC = BC • AH

По теореме Пифагора

BH = = = = 7,5 см

 

По теореме Пифагора

CH = = = 3 см

BC = BH + CH = 3 +7,5 = 10,5 см

S ΔABC = • 10,5 • 4 = 21

Ответ: S ΔABC = 21

***

 

Задача 3.

равнобедренная трапеция ABCD

Доказать, что отрезки, соединяющие середины противоположных сторон равнобедренной трапеции, взаимно перпендикулярны.

Дано:

ABCD – равнобедренная трапеция

 

Доказать: NE KM =

Доказательство:

Проведем перпендикуляры BH и CH1, то есть BHAD перпендикулярны; также CH1AD перпендикулярны.

Но BH и CH1 проходят через NE тогда перпендикулярны BRNE и CR1NE.

Стороны BH = CH1 равны параллельны BH || CH1

Поэтому BH = KM = CH1 равны параллельны BH KM CH1 как отрезок, заключенный между параллельными прямыми.

Следовательно углы равны KON = NR1C = 90° как соответственные.

ТогдаKON = EOM = 90°, как вертикальные.

***

 

Задача 4.

Дано:

AB – отрезок

AC = CB

O – произвольная точка

 

Доказать:

Вектор OC равен половине суммы двух других векторов OA и OB, исходящих из одной и той же точки O


Доказательство: По правилу треугольника

(1)

+

(2)

Сложив выражения (1) и (2), получаем

***

 

Задача 5.

Дано:

векторы a, b, c

Три вектора и – неколлинеарные векторы.


Построить:

Суммы и разности векторов.

 

Построение:

По правилу многоугольника

a)


б)

=

 

 

 

 

 


***

 

Задача 6.

Доказать, что отрезки, соединяющие середины противоположных сторон равнобедренной трапеции, взаимно перпендикулярны.

Дано:

четырехугольник ABCD – равнобедренная трапеция

 

Доказать: EF NM = , т.е. угол пересечения двух отрезков в равнобедренной трапеции равен 90°.

Доказательство:

Проведем параллельные прямые

MK || AB

MR || CD

 

Получим равнобедренный треугольник ΔMKR

AB=MK, так как трапеция равнобедренная,

CD=MR, т.к. трапеция равнобедренная.

Следовательно, EF – средняя линия треугольника ΔMKR, поэтому

MH=HR и OK=MO.

BM=MC=AK=RD, т.к. ABMK и MCDR – параллелограммы.

Поэтому HR=KO.

Тогда MN – медиана, биссектриса и высота равнобедренного треугольника ΔMKR.

Т.к. MN – высота, то отрезки MNAD – перпендикулярны.

По свойству средней линии треугольника Δ следует, что

EF || KR.

Тогда EF NM =

***


Задача 7.

Доказать, что центр окружности, вписанной в равнобедренный треугольник, лежит на медиане, проведенной к основанию.

 

Дано:

вписанная окружность в равнобедренном треугольнике

ΔABC – равнобедренный треугольник

BH2 – медиана

 

Доказать: O BH2, т.е. центр вписанной окружности лежит на медиане равнобедренного треугольника

Доказательство:

Проведем перпендикуляры OH1 ; OH2 ; OH3 к сторонам BC, AC, AB.

Здесь из двух точек проведен один и тот же перпендикуляр к стороне AC, но в треугольнике можно провести только один перпендикуляр к стороне и только из одной точки.

Следовательно, что O BH2

***

 

Задача 8.

Доказать, что центр окружности, описанной около равнобедренного треугольника, лежит на медиане, проведенной к основанию или на ее продолжение.

 


Дано:

Описанная окружность около равнобедренного треугольника

Δ ABC – вписанный равнобедренный треугольник

BH3 – медиана

Доказать: O BH3

 

Доказательство:

Проведем из центра окружности перпендикуляры

OH1 ; OH2 ; OH3 к сторонам BC, AC, AB.

Здесь проведен из двух точек перпендикуляр к стороне AC, но в треугольнике можно провести только один перпендикуляр к стороне и только из одной точки.

Следовательно, что O BH3

***